Ядерные двигатели

Полеты Ту-95ЛАЛ стали возможными с августа 1961 года. Всего было сделано 34 вылета. Испытания  показали высокую эффективность системы.

РД0410 из Воронежа

Идею использовать в космосе ракеты с ядерными двигателями впервые выдвинули в Советском Союзе. Академик Мстислав Келдыш в 1955 году выступил с инициативой создания двигателя, где источником энергии служил бы ядерный реактор. Учёные и инженеры предложили несколько вариантов. В 1958 году постановлением Совмина СССР были назначены ответственные за разработку ядерного ракетного двигателя (ЯРД): Келдыш, Курчатов и Королёв. К работам подключили десятки НИИ, проектных, конструкторских, строительных и монтажных организаций. Двигатель разрабатывался в воронежском КБ «Химавтоматика».

Первоначальная идея была в том, чтобы вместо химической энергии сгорания горючего и окислителя (как в обычных ракетах) использовать нагрев водорода до температуры 3000 °С. Он выступал в качестве рабочего тела: подавался из бака в активную зону реактора, проходил через нагретые реакцией ядерного распада каналы и выбрасывался через сопло, создавая реактивную тягу.

Задача оказалась непростой, с момента постановления Совмина до первых испытаний ЯРД прошло 20 лет. Испытания провели в 1978 году на Семипалатинском полигоне, они оказались успешными. При этом сама идея двигателя вызывала нарекания, в первую очередь — экологического характера. При нештатной работе реактора струя становилась радиоактивной, а ведь она выбрасывалась в атмосферу. К тому же нагреть водород до 3000 °С — серьёзная техническая задача.

И всё же к середине 1980-х в распоряжении СССР был ядерный ракетный двигатель РД0410. Его можно было ставить на разгонный блок ракеты-носителя, но до этого так и не дошло. Началась перестройка, которая поставила крест на многих космических проектах (один «Буран» чего стоит), в том числе на идее освоения дальнего космоса с помощью ЯРД. В 1988 году все работы по этой теме были свёрнуты.

Конструкция ЯРД NERVA.

Конструкция ЯРД NERVA. Фото: Commons.wikimedia.org

М-60

М-60

Бомбардировщик М-60 должен был стать первым в СССР самолетом, работающим на атомном двигателе. Он создавался по адаптированным под атомный реактор чертежам его предшественника М-50. Разрабатываемый самолет должен был развивать скорость до 3200 км/ч, при весе свыше 250 тонн.

Зачем нужен ядерный двигатель для космического корабля

Космическую эру человечество открыло в начале 1960-х г.г., и хотя с тех пор прошло уже 60 лет, несмотря на все успехи в деле изучения ближнего космоса, космический полет чуть дальше орбиты Луны воспринимается как задача чудовищной сложности. Почему так происходит и где те самые “караваны ракет” летящие к далеким мирам?

Техника подвела! Дело в том, что фактически сейчас мы используем такие же точно двигатели, как и на заре космонавтики. Нет, конечно с технической точки зрения современные двигатели мощнее, экономичнее и лучше старых, но существуют у них ограничения, которые до сих пор мы обойти не можем.

Зачем нужен ядерный двигатель для космического корабля

Пока у человечества не будет новых мощных двигателей, о далеких планетах остается только мечтать

В чем же дело? Вот в чем: жидкостные ракетные двигатели открыли человеку дорогу в космос – на околоземные орбиты. Но дальше двигаться на этой энергетической базе просто не имеет смысла: скорость истечения реактивной струи в них не превышает 4,5 км/с, а для межпланетных полетов нужны десятки километров в секунду.

Иными словами, мы имеем дело с классическим технологическим пределом, преодолеть который нельзя. Если, конечно, не создать принципиально иной двигатель для космических перелетов, например – ядерный!

Особый двигатель

Особый двигатель

Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) создан на основе обычного турбореактивного двигателя (ТРД). Только в отличие от двигателя ТРД, тягу в атомном движке обеспечивает нагретый воздух, проходящий через реактор, а не выделяемые при сжигании керосина раскаленные газы.

В погоне за скоростью

Серьезные экспериментальные работы по созданию серийных химических реактивных двигателей стартовали в 30-х годах прошлого века. В Советском Союзе пионерами ракетного двигателестроения по праву считаются В. П. Глушко и Ф. А. Цандер. С их участием были разработаны силовые агрегаты РД-107 и РД-108, обеспечившие СССР первенство в освоении космического пространства и заложившие фундамент для будущего лидерства России в области пилотируемой космонавтики.

При модернизации ЖТРД стало ясно, что теоретическая максимальная скорость реактивной струи не сможет превысить 5 км/с. Для изучения околоземного пространства этого может быть и достаточно, но вот полеты к другим планетам, а тем более звездам останутся для человечества несбыточной мечтой. Как следствие, уже в середине прошлого века стали появляться проекты альтернативных (нехимических) ракетных двигателей. Наиболее популярными и перспективными выглядели установки, использующие энергию ядерных реакций. Первые экспериментальные образцы ядерных космических двигателей (ЯРД) в Советском Союзе и США прошли тестовые испытания еще в 1970 году. Однако после Чернобыльской катастрофы под нажимом общественности работы в этой области были приостановлены (в СССР в 1988 году, в США – с 1994).

Ядерный космический двигатель

Недостатки

Доктор Герберт Йорк (англ. Herbert York), директор Defense Research (Rtd), один из руководителей программы атомолётов в США[5]:

Практически, я бы свёл всё к трём моментам, тесно связанным друг с другом:

Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой.

Во-вторых, все эти прямоточные системы, прямоточные реакторы, непосредственная передача тепла, неизбежно приводили бы к выбросам радиоактивных частиц из хвоста самолёта.

И в-третьих — это сами лётчики. Вопрос их защиты стоял очень серьёзно.

См. также

  • Атомоход
  • Атомовоз
  • Ford Nucleon
  • Ту-119
  • Ядерная силовая установка

Русские программы

В феврале 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия разработала новую крылатую ракету с ядерной установкой и ядерной боеголовкой, которая может уклоняться от средств противовоздушной и противоракетной обороны и поразить любую точку земного шара. Согласно заявлениям, ее первое летное испытание состоялось в 2017 году. Утверждалось, что она оснащена «малогабаритной сверхмощной силовой установкой, которую можно разместить внутри корпуса крылатой ракеты и гарантировать дальность полета в десять раз большую, чем у нее. другие ракеты “. На видео было показано, как ракеты уклоняются от систем защиты над Атлантикой, летят над мысом Горн и, наконец, на север, в сторону Гавайев. На сегодняшний день нет никаких общедоступных доказательств, подтверждающих эти заявления. Пентагону известно о российском испытании крылатой ракеты с ядерной установкой, но система все еще находится в стадии разработки и потерпела крушение в Арктике в 2017 году. Специализирующийся на России исследователь RAND Corporation сказал: «Я предполагаю, что они не блефуют. они провели летные испытания этой штуки. Но это невероятно ». По словам сотрудника CSIS, такая ракета с ядерным двигателем «имеет почти неограниченную дальность действия – вы могли бы долго летать, прежде чем вы прикажете ей поразить что-то». Заявления Путина и видео, показывающее концепцию ракеты в Полет предполагают, что это не сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, подобный Project Pluto, а дозвуковой аппарат с турбореактивным или двухконтурным двигателем с ядерным подогревом.

Новая крылатая ракета получила название 9М730 Буревестник ( русский язык : Буревестник; « Буревестник »).

Автономное управление

Автономное управление

Осуществлять взлеты и посадки при помощи перископа – задача не из легких. Когда инженеры это осознали, появилась логичная мысль – сделать самолет беспилотным. Это решение также позволяло уменьшить вес бомбардировщика. Однако по стратегическим соображениям проект в ВВС не одобрили.

См. также

  • Ракетный двигатель
  • РД-0410
  • Атомолёт
  • Термоядерный ракетный двигатель
  • Ядерный ракетный двигатель на гомогенном растворе солей ядерного топлива
  • NERVA (двигатель)

Проект “Орион” или импульсные ЯРД

Для полетов в космосе ядерный двигатель импульсного действия впервые предложил использовать в 1945 году американский математик польского происхождения Станислав Улам. В последующее десятилетие идею развили и доработали Т. Тейлор и Ф. Дайсон. Суть сводится к тому, что энергия небольших ядерных зарядов, подрываемых на некотором расстоянии от толкающей платформы на днище ракеты, сообщает ей большое ускорение.

В ходе стартовавшего в 1958 году проекта «Орион» именно таким двигателем планировалось оснастить ракету, способную доставить людей на поверхность Марса или орбиту Юпитера. Экипаж, размещенный в носовом отсеке, был бы защищен от разрушительных воздействий гигантских ускорений демпфирующим устройством. Результатом детальной инженерной проработки стали маршевые испытания масштабного макета корабля для изучения устойчивости полета (вместо ядерных зарядов использовалась обычная взрывчатка). Из-за дороговизны проект был закрыт в 1965 году.

Ядерные двигатели ракет

Схожие идеи создания «взрыволета» высказывал и советский академик А. Сахаров в июле 1961 года. Для вывода корабля на орбиту ученый предлагал использовать обычные ЖТРД.

Похороны ядерного самолета

Похороны ядерного самолета

Но в 1960 году Хрущев на совещании по перспективам развития стратегических систем оружия принял решение, за которое его до сих пор называют могильщиком авиации. После разобщенных и нерешительных докладов авиаконструкторов, им было предложено взять на себя часть заказов по ракетным темам. Все разработки самолетов на атомном двигателе были заморожены. По счастью или к сожалению, узнать каким был бы наш мир, если бы авиаконструкторы прошлого все-таки завершили свои начинания, теперь уже не представляется возможным.

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...