Как проверить датчики в автомобиле, проверка основных датчиков авто

Откуда автомобиль берет информацию?
Ни для кого не секрет, что современный автомобиль “нафарширован” различной электроникой. За электронное управление механических частей авто отвечают более 40 датчиков. Вся информация, полученная с датчиков, направляется в электронные блоки управления.

Содержание

Датчик массового расхода воздуха

Как понятно из названия, сокращенно ДМРВ, измеряет объемное количество всасываемого двигателем воздуха. Единица измерения в данном случае — килограммы в час. У большинства машин этот датчик устанавливается на корпусе воздушного фильтра или на впускном коллекторе. Его устройство простое, поэтому выходит из строя достаточно редко. Однако в некоторых случаях может фиксировать и выдавать некорректную информацию.

Например, при завышении показаний от него на 10…20% возникают проблемы в работе двигателя, в частности, могут «плавать» холостые обороты, мотор «захлебывается» и плохо запускается. Если же значения показаний от датчика будут ниже, чем они есть на самом деле, то падают динамические характеристики машины (она не разгоняется, слабо едет в гору), а также повышается расход топлива.

Корректная работа датчика массового расхода воздуха во очень зависит состояния воздушного фильтра. Так, если последний очень забит, то возникает риск попадания на датчик элементов мусора — песчинок, грязи, влаги и так далее, а это очень вредно для него, и приводит к тому, что датчик выдает некорректную информацию. Это может также происходить, если на машине установлен фильтр нулевого сопротивления (или фильтра попросту нет).

Интересная особенность датчика массового расхода воздуха состоит в том, что машины, оборудованные им, нельзя тюнинговать, увеличивая мощность мотора. В частности, это касается двигателей ВАЗ, которые некоторые автолюбители «раскачивают» до значения мощности в 150…160 лошадиных сил. При этом датчик заведомо будет работать некорректно, поскольку попросту не рассчитан на такое количество проходящего в двигатель объема воздуха.

Для стандартных ВАЗовских моторов датчик массового расхода воздуха на холостых оборотах должен фиксировать прохождение около 8…10 килограммов воздуха в час. При увеличении оборотов до значения 3000 об/мин соответствующее значение увеличивается до 28…32 кг/час. У двигателей, по объему похожих на ВАЗовские эти значения будут близкими или аналогичными.

Проверка датчика массового расхода воздуха заключается в измерении выдаваемого им постоянного напряжения с помощью электронного мультиметра.

%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpg

Откуда автомобиль берет информацию?

Ни для кого не секрет, что современный автомобиль “нафарширован” различной электроникой. За электронное управление механических частей авто отвечают более 40 датчиков. Вся информация, полученная с датчиков, направляется в электронные блоки управления.

ЭСУД

ЭСУД

ЭСУД – Электронная Система Управления Двигателем, или в простонародье “мозги”. Именно эта система контролирует работу двигателя в реальном времени, а также, при необходимости, вносит изменения в его работу. Вся информация, которая приходит на блок управления, обрабатывается программой или по простому “прошивкой”. Причем данная программа может быть доработана и перезаписана в блок управления. Сейчас распространена On-line прошивка – внесение изменений в программу, исходя из показаний датчиков двигателя в реальном времени. Данная прошивка будет уникальная в своем роде и может использоваться только на том автомобиле, под который она калибровалась.

Итак откуда же ЭБУ (Электронный Блок Управления) берет данные? Все данные приходят с датчиков. Именно их работоспособность напрямую влияет на правильную работу двигателя. Неисправность даже одного датчика влечет за собой целый ряд неприятных последствий для автовладельца. Как правило, при неисправности датчика, система отправляет на панель приборов уведомление в виде значка «Check engine», но бывают ситуации, когда программа просто не понимает, что датчик работает не корректно. Однако на работе двигателя данная неполадка сказывается незамедлительно.

Check engine

Check engine

Давайте разберемся какие основные датчики отвечают за работу двигателя, где они находятся, какие признаки их неисправности и как их можно проверить без специального инструмента. Для примера возьму датчики на авто ВАЗ 2114.

1. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Учитывает количество поступающего воздуха в камеры сгорания смеси топлива. Устанавливается, как правило, перед дроссельной заслонкой после воздушного фильтра. Один из самых дорогих датчиков. Выделяют три вида датчиков:

  • Проволочные или нитевые (в данном случае)
  • Пленочные
  • Объемные

Признаки неисправности:

  • Повышенный расход топлива
  • Плавающие обороты (обороты могут прыгать от 800 до 1500 об/мин)
  • Низкие обороты двигателя при холодном запуске
  • Затрудненный запуск двигателя
  • Падение мощности двигателя (затрудненный разгон, отсутствие тяги )

Причины поломки:

  • Несвоевременная замера воздушного фильтра, приведшая к попаданию посторонних частиц в полость датчика
  • Механические воздействия, в следствие удара или падения
  • Неисправность проводки (короткое замыкание или обрыв цепи питания датчика)
  • Выработанный ресурс датчика

Способы проверки:

1. Самый быстрый и простой способ. При работающем двигателе отсоедините фишку с проводами от датчика. Двигатель перейдет в аварийный режим и поднимет обороты до 1500 об/мин. (Внимание! Данный способ не подойдет для автовладельцев с ЭБУ Bosch). Попробуйте прокатиться и сравните поведение авто без датчика и с датчиком. Если динамика улучшилась – это признак “умирающего датчика”.

2. Проверка напряжения мультиметром. Включаем зажигание. Устанавливает на мультимерте пределы измерения 2,0 В. Черный щуп подключаем к массе, красный на вход сигнала (распиновку штекера для своего авто можно найти в интернете) по умолчанию это желтый провод. (Для удобства можно аккуратно вставить под уплотнительную резинку штекера развёрнутую скрепку, т.к. она тоньше щупа тестера. Далее смотрим показания:

  • 1,01…1,02 – датчик полностью исправен
  • 1,02…1,03 – тоже неплохое состояние, волноваться не стоит
  • 1,03…1,04 – датчик изношен, но работоспособен. В скором времени необходимо заменить.
  • 1,04…1,05 – ресурс датчика практически исчерпан, рекомендуется заменить
  • 1,05…выше – датчик не работает, необходима замена

3. Снятие показаний при помощи бортового компьютера. Аналогичен по принципу с предыдущим способом, только в роли тестера выступает бортовой компьютер.

4. Самостоятельная диагностика при помощи программного обеспечения. Нужно заметить для данного способа, помимо специальных соединительных кабелей и программного обеспечения, необходимы навыки работы с данными программами.

5. Самый надежный и безопасный способ. Обратитесь к специалисту. Да, этот способ стоит денег, но он гарантированно поможет выявить все неисправности. В принципе данный способ актуален и для всех остальных датчиков.

2. Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).

Фиксирует положение коленчатого вала и передает информацию на ЭБУ. В свою очередь ЭБУ корректирует объем смеси топлива, поступающего в двигатель, время подачи топлива, угол опережения зажигания, угол поворота распредвала. Располагаться может на блоке цилиндров, на картере коробки передач или в непосредственной близости со шкивом коленчатого вала. Это единственный датчик, при неисправности которого эксплуатация авто невозможна. При выходе из строя данного датчика двигатель либо вообще не запустится, либо будет сразу глохнуть.

Признаки неисправности:

  • Невозможность запуска двигателя
  • Двигатель сразу глохнет после запуска
  • Пропуски зажигания при нагрузке на мотор
  • Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, отсутствие холостого хода двигателя
  • Падение мощности двигателя, медленный разгон

Причины поломки:

  • Увеличения зазора между датчиком и шкивом коленвала вследствие износа крепления
  • Износ шпонки шкива коленвала, что приводит к биению шкива
  • Неисправность проводки (короткое замыкание или обрыв цепи питания датчика)
  • Износ датчика

Способы проверки:

1. Проверка сопротивления датчика мультиметром. Установить предел измерения 2 кОм. Подсоединить клеммы мультиметра к выводам катушки. У исправного датчика сопротивление должно быть в пределах 500-700 Ом.

3. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

Фиксирует температуру охлаждающей жидкости в системе и отправляет информацию на ЭБУ. Не смотря на простую функцию замера температуры, работоспособность датчика оказывает огромное влияние на работу двигателя. Выход из стоя ДТОЖ может привести к невозможности запустить двигатель. Так же неисправный датчик может привести к перегреву двигателя, т.к. ЭБУ не запустит вентилятор охлаждения при соответствующей температуре. Стоит помнить, что данный датчик не передает показания на панель приборов. На показания температуры на панели приборов отвечает датчик температуры двигателя. Т.к. для измерения температуры датчику необходим непосредственный контакт с охлаждающей жидкостью, вмонтирован он непосредственно в систему охлаждения, в корпус ГБЦ.

Признаки неисправности:

  • Затрудненный запуск двигателя (невозможность запустить двигатель при низких температурах)
  • Рывки автомобиля при движении
  • Завышенные обороты на холостом ходу
  • Снижение мощности автомобиля
  • Несвоевременное включение вентилятора (либо вентилятор не включается вообще)

Причины поломки:

  • Короткое замыкание или обрыв цепи (при обрыве программа на ЭБУ перейдет в аварийный режим и включит вентилятор на постоянное охлаждение)
  • Выработанный ресурс датчика

Способы проверки:

1. Проверить датчик можно мультиметром, путем замера сопротивления на контактах при определенных значениях температуры. Стоит заметить, что данный способ потребует наличия термостойкой емкости и наличия возможности нагрева жидкости. Либо можно проводить замеры датчика на работающем двигателе, фиксирую температуру на панели приборов. Ниже представлена таблица зависимости сопротивления датчика от температуры.

Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры

Таблица зависимости сопротивления ДТОЖ от температуры

2. Учитывая относительно невысокую стоимость данного датчика, при возникновении хотя бы одного из вышеуказанных симптомов неисправности, советую просто купить новый датчик и поменять его. Стоит заметить, что перед заменой датчика нужно либо дождаться охлаждения жидкости в системе, либо при работе использовать средства защиты для рук от ожогов.

4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Фиксирует положение дроссельной заслонки. По этому датчику рассчитывается объем поступающего в двигатель топлива. В зависимости от угла поворота заслонки меняется напряжение и передается на ЭБУ. Находится на корпусе дроссельной заслонки.

Признаки неисправности:

  • Затрудненный запуск двигателя
  • Неровный холостой ход
  • Обороты падают после перегазовки
  • Обороты зависают после нажатия на педаль газа
  • Потеря мощности двигателя


Причины поломки:

  • Короткое замыкание или обрыв цепи
  • Износ датчика (износ поворотного механизма датчика – наиболее частая причина его выхода из строя)
  • Попадание пыли или грязи в поворотный механизм (приводит к зависаниям оборотов)


Способы проверки:

1. Проверяется датчик так же мультиметром. Замеряется напряжение на контактах питания при закрытой и открытой заслонке. Замеры производятся при включенном зажигании. Закрытый датчик должен показать 0,35-0,7 В, открытый 4-5 0 В.

Замеряется сопротивление между сигнальным контактом и массой. Замеры производятся при включенном зажигании. Закрытый датчик должен показать 0,8-1,2 КОм, открытый 2,3-2,7 КОм.

5. Регулятор холостого хода (РХХ).

Основная задача РХХ – обеспечение работы двигателя при закрытой дроссельной заслонке. Простыми словами, с помощью этого датчика ЭБУ не дает заглохнуть двигателю на холостых оборотах. Так же датчик следит за оборотами на не прогретом двигателе и позволяет начать движение не дожидаясь полного прогрева.

Признаки неисправности:

  • Затрудненный запуск двигателя (иногда запуск возможен только при нажатии на педаль газа)
  • Плавающие обороты на холостом ходу (либо машина вообще глохнет на холостом ходу)
  • Обороты падают после перегазовки или после включения нейтральной скорости на ходу
  • Низкие обороты при холодном запуске (либо наоборот высокие при прогретом двигателе)

Причины поломки:

  • Короткое замыкание или обрыв цепи
  • Попадание грязи и пыли в конструкцию датчика
  • Износ датчика

Способы проверки:

1. Проверяется сопротивление на выходах датчика A-B и C-D. Сопротивление на обоих выходах должно быть в переделах 53 Ом.

6. Датчик кислорода (лямбда зонд).


У
становлен на приемной трубе глушителя. Определяет наличие остатков кислорода в отработавших газах. При наличии избыточного кислорода — бедная топливная смесь, при отсутствии — богатая. Показания датчика кислорода используются для корректировки подачи топлива. На современных автомобилях установлено несколько датчиков кислорода.

Признаки неисправности:

  • Повышенный расход топлива
  • Снижение мощности двигателя
  • Запоздалая реакция двигателя на педаль газа
  • Из выхлопной трубы появляется резкий токсичный запах

Причины поломки:

  • Короткое замыкание или обрыв цепи
  • Загрязнение внутренности датчика вследствие использования не качественного топлива
  • Перегрев датчика
  • Пропуски зажигания
  • Естественный износ


Способы проверки:

1. Для максимально точной и качественной проверки датчика кислорода рекомендуется воспользоваться услугами специализированного сервиса.

Однако проверить работоспособность датчика можно и самому.

2. Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Непрогретый лямбда-зонд не заработает.

Проверьте сопротивление между проводами нагревателя, предварительно отсоединив их от колодки. При исправной работе сопротивление сигнальной цепи на разных автомобилях варьируется от 2 до 10 Ом и от 1 ком до 10 мОм в цепи подогрева. Если его нет совсем, в проводке обрыв.

Подсоедините тестер между проводом массы и сигнальным, поднимите обороты до 3 000 Нм, засеките время и следите за показаниями. Они должны изменяться от 0.1 до 0.9 вольт. Рекомендуем заменить датчик, если диапазон изменений меньше или за 10 секунд сменилось меньше 9–10 показаний.

Проверьте исправность лямбда-зонда через опорное напряжение. Заведите машину, измерьте напряжение между массой и сигнальным проводом. Если показатели отличаются от 0.45 вольт больше, чем на 0.2, датчик или цепи в цепи, ведущие к нему, неисправны.

7. Датчик детонации.

Функцией датчика является отслеживание детонации в камере сгорания цилиндров. В зависимости от показаний датчика детонации ЭБУ выставляет угол опережения зажигания. Устанавливается датчик в блоке цилиндров.

Признаки неисправности:

  • Снижается мощность двигателя
  • Увеличивается расход топлива
  • Повышенная температура двигателя


Причины поломки:

  • Короткое замыкание или обрыв цепи
  • Загрязнение или коррозия
  • Износ датчика


Способы проверки:

1. Проверка мультиметром. Присоедините щупы к контактам датчика детонации. Поместите металлический болт внутрь отверстия изделия. Возьмите инструмент (например, отвертку) и произведите небольшие постукивания по корпусу болта. При этом, показания на дисплее должны изменяться в сторону увеличения переменного напряжения. При отсутствии изменений параметров на дисплее, факт неисправности детали будет очевидным.

2. Проверку можно провести не снимая датчик с автомобиля. В при запущенном двигаете постучите по корпусу датчика. Изменения в работе двигателя должны быть сразу заметны. Если их нет, можно предполагать, что датчик неисправен.

8 основных датчиков автомобиля: признаки неисправности.

Признаки неисправности восьми основных датчиков автомобиля

Закончились времена, когда большинство автомобилей были оснащены преимущественно механическими технологиями. В автопромышленность уже давно на смену старым технологиям пришла электроника. Сегодня во всех современных автомобилях двигатель и все системы автомобиля управляются компьютером, который взаимодействует с множеством электронных датчиков. Увы, вместе с приходом новых технологий автомобили стали не только технологически сложны, но и менее надежны по сравнению со своими старыми аналогами. И в первую очередь большинство проблем связаны с неисправностью датчиков. Мы отобрали для вас восемь основных автомобильных датчиков, которые чаще всего выходят из строя. 

Зачем нужны датчики в моторе?

Различные производители предлагают свои датчики, но со временем выработался определенный перечень, который можно встретить практически в любом двигателе внутреннего сгорания с инжекторной топливной системой.

Некоторые из этих датчиков доносят информацию о текущем состоянии двигателя в ЭБУ и водителю на приборную панель, а при поломке некоторых из них, например, ДПКВ, автомобиль попросту не заведется.

О системе ВАЗ 2114

Как известно ВАЗ 2114 является практически копией автомобиля ВАЗ 2109, но только подвергшейся рестайлингу. ВАЗ 2114 унаследовала почти все параметры «девятки» за исключением одного, четырнадцатая модель выпускалась всегда только с инжекторными двигателями, а вот «9-ка» стартовала с конвейера еще с карбюраторными двигателями.

Всем известно о надежности и неприхотливости инжекторного двигателя по сравнению с карбюраторными аналогами. В настоящее время автомобилей с карбюраторами становится все меньше и меньше, а выпуск таких автомобилей и вовсе запрещен из-за норм евростандартов.

Инжекторная система ВАЗ 2114 оснащается огромным количеством различных датчиков, которые участвуют в ходе работы двигателя. Иногда случается, что какой-нибудь из датчиков может выйти из строя и тогда работа всего ДВС становится неправильной, загорается лампа «CheckEngine», повышается расход топлива и многое другое. Чтобы быстро и точно определить проблемы неисправности автомобиля необходимо знать все признаки неисправностей датчиков для выявления виновника проблемы.

В данной статье рассказывается о датчиках системы управления двигателем ВАЗ 2114, а именно подробно описан каждый из датчиков, где он расположен и за какую функцию отвечает. Прочитав данную статью, Вы с легкостью научитесь определять вышедшие из строя датчики, а так же будите знать о их местонахождении.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем является мозговым центром всего автомобиля. Все датчики установленные в автомобиле связанны именно с данным блоком. Все необходимые расчеты и последствия рассчитываются в ЭБУ. Блок управления двигателем корректирует всю его работу. Расположен в нижней части торпеды ВАЗ 2114 в ногах у переднего пассажира.

Признаки неисправности ЭБУ:

К признакам неисправности ЭБУ можно отнести все ниже приведенные признаки неисправностей датчиков. Ведь каждый датчик передает показания на ЭБУ, а он в свою очередь должен их обработать, но случается, что по каким-то причинам эти процессы в ЭБУ могут не обрабатываться. При таких проблемах ЭБУ необходимо ремонтировать, пропаивать дорожки или менять вышедшие из строя радиодетали.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик предназначен для фиксации положения дроссельной заслонки в конкретный момент времени. Соответствующее положение изменяется в зависимости от того, нажата ли педаль акселератора и насколько сильно. Обычно датчик положения дроссельной заслонки устанавливается непосредственно на дросселе и/или на одной оси с заслонкой. Отмечается, что если на машине установлен оригинальный качественный датчик, то проблем в его работе, скорее всего, не будет. Однако в продаже имеется много поддельных датчиков низкого качества (например, китайского производства), которые, во-первых, служат недолго (около месяца), а во-вторых, выдают некорректную информацию, что приводит к работе двигателя в неоптимальных для него условиях.

Например, при частичном выходе датчика положения дроссельной заслонки из строя появляются проблемы в реакции машины на действия водителя по отношению к педали газа. Например, появляются провалы при ее нажатии, самопроизвольное повышение оборотов, их «плавание». Также при неисправности положения дросселя возможны рывки и провалы при работе двигателя под нагрузкой. Одним словом педаль акселератора как бы «начинает жить своей жизнью».

Известны случаи, когда ДПДЗ выходили из строя по причине того, что на автомобильных мойках их повреждали мощной водяной струей. Вплоть до того, что их могут попросту сбить с их посадочного места. Поэтому нужно внимательно следить за этим при выполнении мойки на машины самостоятельно или в специализированном заведении. В целом же, датчик положения дроссельной заслонки — устройство достаточно надежное. Однако при выходе его из строя ремонту оно не подлежит, поэтому его следует только менять полностью.

Проверить датчик дроссельной заслонки можно с помощью мультиметра, способному измерить постоянное напряжение в диапазоне до 5 Вольт.

Датчик детонации

Датчик детонации (сокращенно ДД) фиксирует появление в двигателе непосредственно детонационных стуков. Обычно датчик детонации устанавливается непосредственно на блоке цилиндров двигателя, чаще всего между вторым и третьим цилиндрами. В настоящее время существуют два типа таких датчиков — резонансные и широкополосные. Первые из них (резонансные) считаются уже устаревшими, и их можно встретить лишь в двигателях старых конструкций. Резонансный датчик рассчитан на определенную звуковую частоту, которая соответствует микровзрывам в моторе. Широкополосный же датчик фиксирует звуковые волны в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц. Соответствующая информация передается на электронный блок управления, и уже блок управления принимает решение о том, имеет ли место детонация или нет. И если она таки имеется, то ЭБУ автоматически сдвигает угол зажигания, чтобы избежать ее повторения.

Признаками выхода из строя датчика детонации являются следующие факторы:

  • потеря динамических характеристик машины (она не разгоняется, плохо тянет в гору);
  • холостые обороты «плавают», также они могут быть нестабильными и в рабочем режиме;
  • повышение расхода топлива.

Проверку датчика детонации можно выполнять двумя методами — измерением значения выходного сопротивления, напряжения или с помощью осциллографа смотреть режим его работы в динамике.

Датчик концентрации кислорода

Другое название датчика — лямбда-зонд. Основная задача узла — фиксировать количество кислорода в выхлопных газах. Как правило, устанавливается рядом с катализатором или на выпускной трубе глушителя. В некоторых моделях автомобилей конструкцией предусмотрено использование двух датчиков кислорода — один до катализатора, а второй после. Соответствующая информация традиционно передается на электронный блок управления, а он уже принимает решение о подаче топлива в двигатель, корректируя состав топливовоздушной смеси (бедная/богатая). Если кислород в выхлопных газах обнаружен — значит, смесь бедная, если не обнаружен — богатая.

Сам по себе кислородный датчик достаточно надежен, и выходит из строя редко. Однако если это произошло, то увеличивается выброс вредных веществ вместе с выхлопными газами в атмосферу. Внешне выход из строя лямбда-зонда можно определить по увеличившемуся расходу топлива. Условным недостатком датчика является его относительно высокая цена по сравнению с другими датчиками автомобиля.

Проверка датчика кислорода выполняется как визуальным методом, так и тестером.Способ замера напряжения и подачи сигнала будет зависеть от того, скольких контактная конкретно взятая лямбда.

Датчик положения коленчатого вала

Его сокращенное название — ДПКВ. Это один из основных датчиков двигателя внутреннего сгорания, и от него зависит вся его работа. Задача состоит в том, чтобы формировать электрический сигнал об изменении углового положения специального зубчатого диска, закрепленного на коленчатом валу. На основании этой информации электронный блок управления двигателем принимает решение о том, в какое время в какой цилиндр подать топливо и зажечь свечу. Как правило, датчик положения коленчатого вала устанавливают на крышке масляного насоса. Конструктивно прибор очень похож на обычный магнит с тонким проводом.

При выходе из строя датчика ДПКВ возможно возникновения двух ситуаций. Первая — двигатель полностью перестает работать, поскольку теряется синхронизация подачи топлива, искры и так далее. Это случается чаще всего. Однако в некоторых случаях электронный блок управления переводит двигатель в аварийный режим, в котором обороты мотора ограничиваются значениями 3000…5000 об/мин. При этом на приборной панели активируется сигнальная лампа Check Engine.

Проверка датчика положения коленвала выполняется тремя методами: измеряется сопротивление, индуктивности и осциллографом.

Датчик скорости

Он располагается на коробке передач и фиксирует скорость вращения вала, передавая соответствующую информацию на электронный блок управления. А ЭБУ уже рассчитывает скорость на основании полученной информации. В автомобилях с механической трансмиссией соответствующая информация передается на спидометр, расположенный на приборной панели. В машинах, оборудованных автоматической трансмиссией, на основании информации в том числе от него (но не только) принимается решение о переключении передач на повышение или понижение. Также на основании информации от датчика скорости выполняется расчет пробега машины, то есть, работа одометра.

Датчик выдает на электронный блок управления импульсы напряжения в диапазоне от 1 до 5 Вольт с частотой, пропорциональной скорости вращения колес. По их частоте прибор вычисляет скорость перемещения машины, а по количеству импульсов — пройденное расстояние.

Сам по себе датчик представляет собой достаточно надежное устройство, однако в некоторых случаях изнашивается пластиковая шестеренка, могут окислиться его контакты, что приводит к проблемам ЭБУ. В частности, блок управления не может понять стоит ли машина или едет, и на какой скорости. Соответственно, это приводит к проблемам в работе спидометра, а также переключении передач на автоматической трансмиссии. Также при выходе датчика из строя (окислении контактов) отмечается пониженные значения оборотов холостого хода, при резком торможении обороты двигателя сильно «проседают», снижаются динамические характеристики машины (она слабо разгоняется, не тянет). На некоторых автомобилях (например, на некоторых моделях Chevrolet) электронный блок управления в аварийном режиме отключает двигатель, и движение становится невозможным.

Проверки датчика скорости требует воспользоваться одним из трех имеющихся методов.

Датчик антиблокировочной системы

Как понятно из названия, этот узел является ключевым для работы антиблокировочной системы (сокращенно АБС). На машинах, оборудованных этой системой, на каждом колесе имеется по одному такому датчику. Их задача — фиксировать скорость вращения колеса в конкретный момент времени. Метод расположения у машин может быть разный, однако в любом случае датчик будет находиться в непосредственной близости к колесному диску, в районе ступицы. Обычно к нему идут сигнальные провода, по которым и можно определить точное местоположение датчиков на передних и дальних колесах.

Как правило, сами датчики являются достаточно надежными, и выходят из строя редко, разве что из-за механических повреждений, связанных с тем, что они установлены в непосредственной близости к колесу и дороге. Чаще же повреждается проводка, идущая к ним/от них. Она может перетереться или на проводах будет повреждена изоляция. Если электронный блок управления «видит», что от датчика/датчиков приходит некорректная информация, то он активирует сигнальную лампу Check Engine на приборной панели, а систему АБС попросту отключает в аварийном режиме. Естественно, что это приводит к снижению безопасности управления автомобилем.

Проверка датчика АБС выполняется различными способами — путем измерения сопротивления, напряжения или с помощью осциллографа (наиболее прогрессивный метод). На более новых машинах в качестве датчиков АБС установлены датчики, работающие на эффекте Холла.

Регулятор холостого хода (РХХ)

РХХ устанавливается на дроссельном узле автомобиля и служит для регулировки оборотов холостого хода посредствам открытия и закрытия воздушных каналов. Данный датчик участвует в работе ДВС только на ХХ. Является ненадежным и часто выводимым из строя. В последствие с переходом на систему Е-ГАЗ регулятор холостого хода убрали.

Признаки неисправности РХХ:

  • ДВС глохнет на ХХ;
  • Высокие обороты на ХХ;
  • Большой расход топлива;

Датчик давления масла

Существует два типа датчиков давления масла (или сокращенно ДДМ) — механические (считаются устаревшими и устанавливаются, соответственно, на старые машины) и электронные (современные, устанавливаются на большинство современных автомобилей). Вне зависимости от его типа ДДМ обычно положение датчика давления масла находиться в районе масляного фильтра в подкапотном пространстве.

Датчики давления масла — достаточно надежные устройства (хотя механический выходит из строя чаще, поскольку в его конструкции есть движущиеся электрические контакты, которые со временем выходят из строя), но случаются неисправности в их проводке (обрыв проводов, повреждение изоляции). Признаками выхода датчика из строя будут проблемы с индикацией давления и/или уровня масла в двигателе.

Обратите внимание, что при возникновении проблем в работе датчика давления масла диагностику нужно выполнять как можно быстрее, поскольку низкий уровень смазывающей жидкости в картере мотора является критическим показателем, и его обязательно нужно держать на нормальном значении постоянно!

Проверка датчика давления масла возможна лишь при демонтаже с посадочного места. Для проверки автолюбителю понадобится электронный мультиметр (его может заменить лампочка-контролька) и воздушный компрессор.

Датчик АБС / ABS в автомобиле

Такие устройства устанавливаются на колесах, являясь элементом системы ABS, и измеряют частоту их вращения. При исправном датчике контрольная лампочка на приборной панели не гаснет после включения двигателя.

Для его проверки можно использовать многофункциональный тестер. Во время этой процедуры рекомендуется пошатать провода, проверив их целостность.

Индикатор датчика ABS

Читайте также

1163-150x150.jpg

Тише едешь — хуже будет: 4 последствия езды на низких оборотах
Аккуратные владельцы автомобилей зачастую практикуют спокойный размеренный стиль езды. Они избегают раскручивания двигателя свыше 2000 оборотов за минуту. Эти водители уверены в том, что такое…

Описанные выше датчики позволяют контролировать исправность автомобиля. Это дает возможность принимать своевременные меры для ремонта.

yandex.zen_-150x150.jpg

Датчик педали тормоза

Датчик педали тормоза устанавливается на автомобили для включения стоповых огней (стоп-сигналов) в момент торможения автомобиля. В автомобилях с системой Е-ГАЗ датчик педали тормоза так же связан с ЭБУ и учасвует в работе педали газа для более ровного распределения нагрузки двигателя.

Признаки неисправности:

  • Отказ педали газа;
  • Рывки при движении;
  • Потеря динамики и мощности авто;

Проверка датчиков

В большинстве случаев процесс проверки несложный, и не занимает много времени. Перед выполнением проверки рекомендуется сделать сканирование памяти электронного блока управления на наличие ошибок с помощью специального сканера (например, популярного устройства ELM 327 или его аналога). Это упростит выполнение проверки как конкретного датчика, так и неисправности автомобиля в целом.

Иногда возникают ситуации, когда неизвестно место расположения того или иного датчика. В этом случае лучше обратиться за помощью к мануалу. Также на специализированных сайтах имеется информация о положении датчиков на конкретных моделях автомобилей.

Заключение

Перед тем как проверять тот или иной датчик, необходимо убедиться, что признаки поломки указывают именно на выход из строя конкретного датчика. Если у вас есть сомнения по этому поводу, то лучше обратиться за помощью в автосервис. Непосредственно проверка в большинстве случаев выполняется при помощи электронного мультиметра, способного измерять электрическое сопротивление и постоянное напряжение в диапазоне до 12 Вольт. Поэтому приобрести такой прибор, если у вас его еще нет. Необязательно брать дорогостоящие образцы, вполне достаточного прибора из средней ценовой категории (очень дешевый тоже покупать не следует, поскольку он может показывать некорректные данные). Ну а для демонтажа датчиков необходимо иметь под рукой обычные слесарные инструменты — гаечные ключи, отвертки и так далее.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...