Как правильно долить антифриз? Что учесть при этом

У всех на слуху слова тосол и антифриз, разница между ними все же есть. Как бы кто ни говорил, мы разберемся в этом, а видео поможет изучить процесс замены

Что лучше

ТосолТосол

Охлаждающие жидкости различаются по своим свойствам и составу. Поэтому при замене возникают проблемы выбора типа жидкости, особенно для владельцев автомобилей отечественного производства, которые долгие годы знали только одну жидкость – ТОСОЛ. На рынке можно встретить другие охлаждающие жидкости – антифризы. Они различаются по составу, цвету и температуре застывания, рекомендациям по применению в автомобилях иностранного производства.

У многих автолюбителей возникает путаница с определением тосола и антифриза, что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля.

АнтифризАнтифриз

Тосол и антифриз – это жидкости, относящиеся по своему функционалу к охлаждающим. Только антифриз – это общемировое название жидкости для охлаждения двигателей, основу которых составляет антифриз различного происхождения: этиленгликоль, пропиленгликоль, одноатомные спирты, глицерин и т.д. Основным компонентом чаще всего является этиленгликоль. Температура застывания этих жидкостей ниже температуры кристаллизации воды. Они обладают высокой теплопроводностью: легко поглощают тепло и легко отдают.

Тосол – это торговая марка охлаждающей жидкости, разработанной в СССР. Основу также составляет этиленгликоль. Состав жидкости разрабатывался для двигателей, блоки которых были отлиты из чугуна. За многие годы применения «Тосол» стал именем нарицательным и используется наравне с названием «Антифриз» для охлаждающей жидкости отечественного производства. По сути, тосол и есть антифриз.

Основу составляет этиленгликольОснову составляет этиленгликоль

По функциональности присадок жидкости делятся на 4 типа:

  • карбоксилатные, содержащие вещества на основе карбоновых кислот, предотвращающие и замедляющие процесс коррозии.
  • гибридные, имеющие в составе вместе с карбоксилатными также неорганические ингибиторы – силикаты, нитриты или фосфаты.
  • лобрид, имеющие в составе минеральные ингибиторы.
  • традиционные, в состав которых входят неорганические вещества – силикаты, фосфаты, нитриты, амины и их комбинации.

Тосол относится к антифризам традиционного типа. Они морально устарели, неустойчивы к высоким температурам, покрывают поверхность системы силикатным слоем.

Смешивать антифризы различного типа не рекомендуется. Это может привести к потере эксплуатационных свойств охлаждающей жидкости, выпадению осадка, забивающего каналы системы охлаждения.

Выбирают антифриз с учетом эксплуатационных свойств – температуры застывания. Если приобретен концентрат антифриза, то его смешивают с дистиллированной водой в установленной производителем пропорции:

Антифриз и тосол — это одно и то же: разница между тосолом и антифризом

Антифриз — это общепринятое название, которое говорит о том, что данное вещество способно снизить температуру системы двигателя. Антифризы бывают органическими, минеральными и лобридными. Разница между ними в составляющих и особенностях изготовления, а также в присадках. Тосол — это вещество для снижения температуры системы, которая была разработана в 1971 году на кафедре органического синтеза. Тогда вещество, которое изготовили, не запатентовали.

Название Тосол можно найти у любого производителя, который изготавливает вещества, присадки для снижения температуры. При чем сейчас ни один из изготовленных продуктов не соответствует формуле, которая была изобретена изначально. Соответственно, приобретая жидкость для охлаждения, читайте инструкцию и состав. Потому что это слово может обозначать абсолютно разные жидкости в зависимости от фирмы производителя. Что касательно самого тосола, так это минеральное вещество.

Незамерзайки для автоНезамерзайки для авто

Минеральные охлаждающие вещества рассчитаны на 50 000 км пробега или на 2 года непрерывной эксплуатации. В свою очередь органический компонент может служить до 5 лет. Лобридный антифриз служит еще дольше.

У многих владельцев железных коней возникает вопрос, что же лучше тосол, или какой-то другой антифриз? Тосол является антифризом, только минеральным. Выбор охлаждающего вещества зависит от особенностей двигателя. Минеральный антифриз рекомендуется заливать в отечественные автомобили с тяжелыми чугунными двигателями, и такой же системой снижения температуры. В иномарки рекомендуют заливать органические вещества. Что касается качества, тосол ни чем не хуже и не лучше других антифризов. Он просто предназначен для авто определенного уровня и моторов из конкретного металла.

АнтифризАнтифриз

Обратите внимание, что у тосола и другого антифриза одна снова — это этиленгликоль. При этом присадки могут быть другими, также отличается плотность. Поэтому выбирать вещество необходимо не по названию, а по его плотности, коррозионной устойчивости и длительности пробега. Кроме того, стоит ориентироваться на цвет средства.

Особенности окраса антифриза:

  • Красное вещество больше подходит для моделей, у которых система снижения температуры, то есть сам радиатор, изготовлен в большей степени из меди и латуни, золотистого цвета
  • Если же в системе снижения температуры преобладает алюминий, то лучше всего использовать вещество зеленого цвета
  • Если это отечественный автомобиль, подойдет тосол. То есть для всех марок Жигули, Москвич, Запорожец можно использовать тосол

Причем стоит ориентироваться не на само название, а на фирму производителя. Она должна быть проверенной и надежной.

Современный антифризСовременный Антифриз

Как же происходит замена тосола на антифриз?

Для выполнения этой процедуры понадобятся: сам антифриз, промывочная жидкость, вода для промывки системы и емкость, в которую будет сливаться тосол.

Причины утечки жидкости

Если двигатель стал перегреваться, из под капота идет пар, то, возможно, все дело в утечке охлаждающей жидкости. Чтобы устранить эти признаки, нужно разобраться в причинах утечки двигателя:

  1. Влага на патрубке. Крепеж расслабился, в результате чего антифриз может медленно капать из под него. Чтобы быстро устранить причину утечки, хомут можно передвинуть выше предыдущего крепления.
  2. Радиатор вышел из строя. Еще одна причина утечки жидкости. Чтобы определить выход из строя радиатора, нужно учесть ряд симптомов. В первую очередь, тщательно осмотреть поверхность радиатора. Также на коврике переднего сидения может образоваться лужа. В такой ситуации радиатор заменяется новым.

Что и каким образом разъедает?

Несколько предложений для более лучшего разъяснения – учитывайте, что охлаждающая мотор смесь делается из 3 главных компонентов:

  1. Этиленгликоль либо в более редких случаях может использоваться пропиленгликоль (последний является чуть менее токсичным для использования в автомобиле и применяется чаще в G13). Сюда можно отнести стандартные двухатомные типы спиртов, которые по своей сути являются наименее активными и при долгом влиянии способны портить даже толстые стенки металлических патрубков в автомобиле, а также в состоянии разъедать резину и каучук.
  2. Вода (обычно применяется дистиллированная).
  3. Присадки для смеси в системе охлаждения мотора. Такие добавки требуются чаще всего, чтобы уменьшить отрицательное влияние от того же этиленгликоля либо от влияния пропиленгликоля (говоря более лаконичным языком — они не позволяют им все уничтожать и портить трубопроводы в авто).

И естественно речь идет о красителях.

Но все же, почему его стоит заменять? Учитывайте, что спустя 3 – 4 года добавки могут менять свои рабочие характеристики и со временем перестают действовать, другими словами вся жидкость, которая находится внутри, превращается в более вредную и разъедающую.

Сколько требуется литров для заливания в систему охлаждения мотора?

Нужно ли сливать антифриз при замене

Когда вы заливаете средство другого класса или не знаете, что сейчас циркулирует в системе, ответ однозначный — да. Смешивать или доливать можно исключительно идентичный раствор. Если по ошибке произошло смешивание, систему необходимо освободить и промыть. Иначе присадки “конфликтуют” между собой, что приводит к потере свойств жидкости.

Что можно залить при замене антифриза, если старый состав имеет оранжево-коричневый оттенок? Этот фактор говорит о ржавчине в патрубках. Для прочистки используют специализированное средство, слабый раствор лимонной кислоты (15 гр. на литр) или дистиллированную воду.

Процедура смены жидкости

  1. Автомобиль устанавливаем на ровной площадке с ямой или на эстакаде. Отсоединяем клемму аккумулятора. Двигатель должен остыть во избежание ожогов. На отечественных автомобилях для доступа к сливной пробке блока цилиндров необходимо отсоединить модуль зажигания. Готовим емкости для старой охлаждающей жидкости, так как она ядовитая и подлежит утилизации.
  2. Откручиваем пробку сливного бачка. Затем откручиваем сливную пробку на блоке цилиндров и сливаем тосол. Откручиваем сливную пробу на радиаторе для слива жидкости из него. Не забываем слить старый антифриз из расширительного бачка.
  3. Закручиваем все пробки, заливаем в систему дистиллированную воду. Можно добавить в нее нового антифриза. Подсоединяем клемму и заводим автомобиль на несколько минут.
  4. После промывки системы водой (эту процедуру можно повторить) вода сливается в порядке, аналогичном, как при сливе старого тосола (пункт 2).
  5. Закрутив сливные пробки и проверив все соединения системы охлаждения, заливается новый антифриз. В системе обязательно будут воздушные пробки. Для их удаления переднюю часть автомобиля необходимо немного приподнять и завести двигатель. Пробка расширительного бачка должна быть открыта. Воздух из системы будет постепенно вытеснен. Долив антифриз до необходимого уровня на расширительном бачке, закручиваем крышку, проверяем все соединения на наличие течи антифриза, протираем элементы, на которые попал антифриз.
  6. После небольшого пробега автомобиля необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости снова долить.

Процесс проведения замены жидкости вы можете увидеть на фото:

Откручиваем крышку расширительного бачкаОткручиваем крышку расширительного бачка

Надеваем шланг на штуцер краника радиатора охлажденияНадеваем шланг на штуцер краника радиатора охлаждения

Отворачиваем пробку на блоке цилиндровОтворачиваем пробку на блоке цилиндров

Сливаем тосол в емкостиСливаем тосол в емкости

Заливаем антифризЗаливаем антифриз

Характеристика жидкостей

Итак, начнем с определения. Что такое тосол? Это охлаждающая жидкость, разработанная советскими учеными в 70-х годах. Именно она заливалась на первые «Жигули». Впоследствии ОЖ стала использоваться и на ВАЗ-2110. Замена тосола требовалась машине нечасто – всего раз в два года. Но антифриз имеет еще более высокий ресурс. Хотя состав у обеих жидкостей одинаковый. В основе их лежит этиленгликоль. Более того, изначально ОЖ не окрашена в какой-либо цвет. В дальнейшем производитель добавляет соответствующие присадки:

  • Противопенную. Для того чтобы в системе не образовывался воздух и не уменьшался теплоотвод.
  • Антикоррозийную. Со временем элементы системы могут ржаветь. Частицы грязи забивают мелкие каналы и препятствуют нормальной циркуляции жидкости. Также эти присадки называют ингибиторами коррозии.

Также жидкость имеет присадку против накипи.

Пора переходить к заливке свежего антифриза

Перед заливкой нужно полностью слить воду. Но сделать это невозможно. Никаким продуванием сжатым воздухом, покачиванием машины и снятием патрубков воду полностью не удалить. Возможны следующие варианты ваших действий.

Если вы используете антифриз в виде концентрата, все предельно просто. Объем системы охлаждения известен. Рассчитываете и наливаете необходимый объем концентрата, доливаете дистилированной водой до уровня. При прогреве и езде вода и концентрат перемешаются довольно быстро.

Вы заливаете готовый антифриз. Конечно, он будет разбавлен, температуры кипения и замерзания не будут соответствовать ожидаемым, но для вас это не является критичным. Почему не критично? Нет сильных морозов. Не стоите в пробках. Часто доливаете антифриз.

Вы используете готовый антифриз. Но он нужен вам полной концентрации сразу. Что делать? Менять повторно!

Возьмем для примера автомобиль Лада Калина. Заправочный объем 8 л. Залилось после замены 6.5. Предположительно 1.5 л вода. Для упрощения считаем, что антифриз состоит только из этиленгликоля (52%) и воды (48%). В залитых 6,5 литрах антифриза 3.38 этиленгликоля. После перемешивания концентрация составит 42.2%. Поездите день и слейте антифриз. В системе останется 1,5 литра разбавленной жидкости и в ней 0,63 л этиленгликоля. Когда вы снова нальете 6,5 л, в системе будет 4л этиленгликоля или 50%. Это соответствует температуре начала кристаллизации -37 градусов вместо -40. Уже терпимо.

Почему стоит переходить на антифриз?

Импортный продукт имеет массу преимуществ перед отечественным:

  • Высокая эффективность использования. Охлаждающая жидкость, произведенная в России, образует защитный слой на стенках металла. С одной стороны, это плюс. Но с другой, толщина этой поверхности может достигать 0,6 миллиметра, что существенно ухудшает теплоотвод. Таким образом, тосол отличается низкой теплопередачей, что повышает риск перегрева мотора. У антифриза данный параметр составляет 0,0006 миллиметра без потери характеристик.
  • Высокий срок использования. Тосол рекомендуется менять каждые 2 года либо 60 тысяч километров пробега (что раньше наступит). Антифриз же рассчитан на 5 лет эксплуатации либо 150 тысяч километров.
  • Полный набор присадок. Антифриз обладает всеми современными присадками, которые обеспечивают максимальный теплоотвод и препятствуют образованию коррозии. Эти добавки основаны на неорганических кислотах (бораты, нитриты, фосфаты). В тосоле же используются силикаты, которые быстро теряют свои свойства в течении эксплуатации.
  • Защита радиатора. Выполняя на автомобиле ВАЗ-2110 16 клапанов замену тосола, стоит учитывать, из какого материала был изготовлен теплообменник. Радиаторы могут быть алюминиевыми либо медными. Главный недостаток тосола в том, что он не имеет присадок, способных защитить алюминиевые теплообменники при температуре 100 и выше градусов. Антифриз более лоялен в отношении к таким радиаторам.
  • Стойкость к высоким и низким температурам. Тосол замерзает при -35 и кипит при +105 градусах. Антифриз имеет более продвинутые характеристики. Так, концентрат замерзает при -45 и кипит при +135. При этом его можно разбавлять дистиллированной водой практически без потери этих характеристик. Тосол же при разбавлении уже непригоден к использованию в зимнее время, поскольку может замерзнуть уже при -15 градусах, что чревато последствиями.

Когда менять антифриз?

С основами разобрались, теперь перейдем к самому главному вопросу «Когда менять антифриз?». С учетом постоянно меняющегося рынка, а также богатого ассортимента среди антифризов, выбрать правильный вариант, который подходил к режиму работы вашего двигателя, довольно непросто. От стоимости, назначения, химического состава, производителя и состояния машины будет зависеть срок эксплуатации вашей охлаждающей жидкости.
Производители антифризов сообщают в инструкциях к товару, что жидкость необходимо менять в среднем каждый год, или после преодоления определенного расстояния. На каком пробеге меняют антифриз? Этот параметр индивидуальный, и его показатель зависит от типа автомобиля, состояния двигателя, а также характера вождения самого водителя. Значение варьируется в пределах 35000 — 45000 километров.

Видео

Как проводится процедура замены охлаждающей жидкости на 8-клапанных ВАЗах, смотрите в следующем видеоролике:

Читайте другие наши статьи:

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Как промыть систему охлаждения двигателя

Как проверить датчик охлаждающей жидкости

Вас может заинтересовать

Как слить и залить антифриз

Как слить и залить антифриз

Для удобства слива антифриза или охлаждающей жидкости с автомобиля он должен быть установлен на технической яме, эстакаде или подъемнике.

Показать еще

Полезный совет

Производя на автомобиле ВАЗ-2110 замену тосола, стоит осмотреть состояние патрубков и шлангов, что идут на радиатор и расширительный бачок. Характерными признаками износа их являются:

Если патрубок потресканный и жесткий на ощупь, значит, его необходимо заменить. Также меняются и хомуты. Их можно купить в любом строительном магазине. Сами шланги, которые идут на бачок, должны быть армированными, как на фото ниже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...