Интерьер в мавританском стиле – 33 фото интерьеров

Что такое неомавританский стиль? Примеры интерьера дома и квартиры, оформленных в мавританской стилистике. Выбор плитки и обоев, других отделочных материалов, цветовой палитры и элементов декора.

Мескита

Первый кордовский халиф, Абдуррахман, задумав соорудить в своей столице мечеть, которая может соперничать со знаменитыми святилищами Палестины и Сирии, заложил её в 786 г. по плану, схожему с планом главной дамасской мечети, но приказал сделать её более обширной и роскошной. Изо всех подвластных ему земель были свезены в Кордову античные колонны с их капителями; много таких же колонн прислал в подарок византийский император; но так как количество готовых колонн все-таки оказалось недостаточным, то по образцу древних были исполнены новые. Мечеть была достроена после смерти Абдуррахмана. Через сотню лет она стала тесна для большого количества прихожан. По этой причине с конца Х до половины XII века постоянно делались пристройки к ней[1].

Кордовская мечеть представляет в плане громадный четырёхугольный двор, с трех сторон обнесенный рядом аркад на колоннах. Другая, большая часть сооружения разделена колоннами на одиннадцать нефов, к которым впоследствии прибавлено сбоку ещё восемь. Каждый неф имел свой выход на двор. Нефы были покрыты деревянным потолком, который теперь заменили своды. В глубине среднего из 11 нефов, более широкого, чем остальные, находится михраб — восьмигранная ниша с полукуполом в виде раковины, вырубленным из цельного камня. Неподалеку от михраба, в одном из соседних к нему нефов, устроено особое отделение, огороженное пилястрами и крытое куполом; это пространство, первоначальное назначение которого неизвестно, называется ныне Villa viciosa. В нём, а также на стенах поблизости к михрабу, главным образом сосредоточена роскошная лепная орнаментация[1].

В мечети насчитывается 850 колонн. Так как столь обширное здание требовало и значительной высоты, а колонны были слишком коротки, то пришлось прибегнуть к надставке четырёхугольных столбов над капителями колонн и к особому расположению арок, которым, с той же целью достижения большей высоты, вообще придана повышенная подковообразная форма, получившая с той поры широкое распространение в мавританской архитектуре. Упомянутое расположение состоит в том, что выше арок, соединяющих капитель с капителью, помещены ещё вторые арки, перекинутые с вершины одной надколонной надставки на другую. Кроме того, в некоторых местах, например близ михраба и в Villa viciosa, между нижней аркой, образующей несколько полукруглых фестонов и верхней, просто подковообразной аркой, сложена в пролёте полуарка, которая, вместе с такой же полуаркой соседнего пролёта, составляет полную, также полилобную арку, как бы проходящую сквозь надколонный столб. Благодаря такому сплетению арок внутренность мечети получила вид какого-то сказочного окаменелого леса, в котором вместо древесных стволов стоят мраморные, гранитные и порфировые колонны, а в вершине этих стволов изгибаются и переплетаются между собой огромные ветви, полосатые от белого и красного камня, из которого они сложены. Оригинальность и живописность этой архитектуры усиливаются лепными украшениями, яркими красками и позолотой, обильно покрывающими собой стены, потолочные балки и фризы под ними[1].

Что касается внешнего вида кордовской мечети, то она производит впечатление прочности и серьёзности. Редкие окна в стенах, лишенных всякой разделки, обставлены по обеим сторонам колонками, загорожены мраморными плитами с ажурным узором и имеют вверху вид подковы, окаймленной рельефным орнаментом. Такая же форма дана и входным воротам. Каждому поперечному нефу соответствует выступ, служащий для стены контрфорсом. Эти выступы сообщают мечети сходство с крепостью, тем более, что стены увенчаны рядом зубцов[1].

Хиральда в разных эпохах

Основное направление мавританского стиля

Художественная оригинальность заключалась в невероятных растительных и фигурных орнаментах с элементами арабского шрифта, мягких завитках или точеных геометрических формах. Все это фантазийное творение древних мастеров рождалось под строгим исламским запретом изображать животных и людей.

Мавританский стиль стал известен и популярен в Европе в конце XIX века. Это было абсолютно свежее, интересное и восхитительное направление в архитектуре и изобразительном искусстве по сравнению с приевшимся стилем классицизма и готики.

Характерные элементы мавританского стиля поражают воображение своей красочностью и утонченностью, а порой сложностью замысловатых узоров. Яркие мозаики, витражи, арочные своды, кованые медные лампы, кальяны, большие вазы, позолоченные вышитые орнаменты на скатертях, коврах и покрывалах – в каждой мелочи чувствуется влияние восточного колорита.

стили ландшафтного дизайна

10 самарских зданий в готическом и мавританском стилях, которые стоит увидеть своими глазами

26 мая 2017, 13:13  14 888

Автор: Андрей Артёмов

.

,

В прошлый раз мы исследовали советский модернизм, а теперь вновь обратимся к дореволюционным постройкам. Да не простым, а возведенным в «экзотических» стилях. Гостья из мрачного Средневековья — готика и посланец волшебного Востока — мавританский стиль.

Мавританский стиль в архитектуре

Сооружения в мавританском стиле ярко представлены в испанской архитектуре XIII века, когда был построен Севильский Алькасар – дворец кастильских королей. И великолепный дворец Альгамбра, сохраняющий самые яркие элементы этого стиля – лепные рельефы, невообразимые арки и своды, кружевные перемычки, растительные и цветочные орнаменты, золотистые оттенки и, конечно же, статные колонны.

В России это направление в архитектуре становится популярным после окончания Русско-турецкой войны. Такие здания даже именуются «альгамбра». В Петербурге и Москве по сей день дома в мавританском стиле привлекают к себе многочисленных туристов. Одним из них является особняк Арсения Морозова, построенный в разных стилях, но с преобладанием именно причудливых мавританских мотивов. Здание находится в Москве, на улице Воздвиженке и похоже на сказочный заморский дворец.

В Крыму самыми яркими примерами мавританской архитектуры являются Воронцовский дворец, романтичный дворец Дюльбер, имение Карасан, дворец эмира Бухарского.

Все эти великолепные сооружения содержат такие элементы восточного стиля, как зубчатые стены, арочные ворота и своды, различные купола, ажурную резьбу, разноцветные мозаики и белоснежные каменные стены.

Синагоги во многих странах также построены в мавританском стиле.

садовый декор

Хиральда

Постройки в Севилье относятся к более позднему времени. В 1172 г. была сооружена в этом городе большая мечеть, останки которой доныне сохранились в северной и западной частях местного собора. В них уже заметна некоторая перемена стиля, о которой, однако, гораздо лучшее понятие дает принадлежавший к мечети минарет, превратившийся в соборную колокольню и известный под названием Хиральды (Гиральды). В противоположность большинству минаретов, обыкновенно многогранных или цилиндрических, тонких и стройных, Хиральда имеет форму массивного прямоугольного параллелепипеда. Строителем этой башни, как гласит предание, был знаменитый арабский зодчий Гебр, или Гебер. Башня сложена из кирпича и белого камня и представляет внизу, до некоторой высоты, совершенно голые стены, а выше — рельефную орнаментацию, имеющую вид узорчатых панно, обрамленных гладкими полосами. Мотив узора напоминает переплетающиеся полилобные арки, какие мы видели в кордовской мечети, причем изображены внизу узора даже колонки, поддерживающие эту сеть арок. Такой мотив орнаментистики — очень характерный в двух последних периодах мавританского искусства. На каждой стороне Хиральды, в середине, расположены друг над другом двулопастные окна, обделанные в каждом этаже на особый лад, с подковообразным, стрельчатым или полилобным верхом и украшенные балкончиками. Внутри, вместо лестницы, устроен ряд наклонных плоскостей, по которым два рядом идущих всадника на лошадях могут добраться до верхней площадки башни[1].

Севильский Алькасар

Палитра красок и варианты отделки

Цветовая гамма африканского стиля песчано-оранжевая, но мавританский дизайн отличается от национального оформления, поэтому в нем преобладает белый цвет. Его привнесли в оформление европейцы. Возросло количество синих и изумрудных оттенков. Изначально эти цвета применялись в мозаике, но по минимуму, преимущественно для религиозных построек.

В мавританском оформлении активно используются кофейные оттенки, их дополняют черный, золотистый, серебристый, насыщенный коричневый. В качестве акцентных задействуют баклажан, сливу, марсалу. Иногда в интерьерах можно встретить диваны оранжевого цвета, но на самом деле это особенность марокканской стилистики.

Стены, как правило, декорируют в бежевой, бледно-желтой или светло-оливковой гамме. Напольным покрытием служит монохромная или яркая с оригинальным восточным орнаментом плитка. В мавританских интерьерах в большом количестве применяют растительные узоры, стены оформляют резьбой. Подобный дизайн плавно переходит в традиционные для ислама ковры, формируя цельную композицию.

В таких интерьерах обязательно есть колонны, отделанные плиткой, арочные конструкции и многочисленные ниши.

Обои в отделке стен также используют, выбирают варианты с роскошными рисунками. Поверхности можно окрашивать, штукатурить, декорировать тканевыми драпировками. Но так как интерьеры сами по себе достаточно яркие, с декором стеновых поверхностей нужно быть осторожнее. Предпочтение рекомендуется отдавать монохромным покрытиям с отдельными декоративными элементами.

Архитектура мосарабского стиля

монастырь Сан-Мигель-де-ЭскаладаФото: монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада

Этот новый стиль был создан христианами, в котором объединились и вестготские, и исламские направления. Сегодня сохранилось не слишком много примеров зодчества, которые создавались христианами во времена правления мавров. Представить особенности таких зданий помогают лишь редкие церкви, которые сохранились в глубинках, например, в Сории. Лучше всего сохранился монастырь Сан-Мигель-де-Эскалада около Леона, который построен в 913 году.

Особенности и черты интерьера в мавританском стиле

Что касается интерьера в мавританском стиле, здесь присутствуют все те же восточные мотивы. В современном дизайне его используют в отдельных комнатах, предназначенных для отдыха, кафе и ресторанах.

В России было модным оформлять комнаты для курения и кофейные, а также ванные в особняках.

Отличительные черты этого стиля в дизайне: тонкие стены с деревянной отделкой, фигурная резьба, натуральные дорогие ткани и ковры. Пол преимущественно выстлан мозаикой и украшен разноцветными коврами. Декорирование различными подвесками, звенящими украшениями как по стенам, так и под потолком.

Освещение представлено подвесными люстрами на цепях, медными светильниками и изящными фонариками.

Соответствующая мебель из темного дерева имеет не слишком презентабельный вид. По большей части это небольшие и низкие диванчики без спинок, многоугольные столики на изогнутых ножках, ширмы и этажерки. Мебель может быть отделана кожей, украшена тончайшими кружевными накладками из металла или другого плотного материала.

Мавританский стиль в интерьере предполагает яркие сочные цвета красных, синих оттенков, позолоту и перламутр, теплые коричневые, желтые и оранжевые элементы.

Наличие уютных мелочей в виде множества подушек, драпировок, курильниц для благовоний, кальянов, больших старинных ваз, чайных сервизов, глиняных пиал станет довершением в этом стиле восточного колорита.

мавританский стиль в архитектуре

Стили ландшафтного дизайна

Искусство создания идеального зеленого уголка на своем участке во все времена заботило общество. Знаменитые греческие, римские, китайские и другие сады разных народов несли свои индивидуальные стили ландшафтного дизайна в оформлении, которые впоследствии благополучно стали использоваться по всему миру.

Главная цель ландшафтного дизайна в достижении гармоничного сочетания художественного образа с архитектурным стилем. Но самое важное – это внутреннее чувство удовлетворения, радости и покоя в уголке, заботливо созданном и оберегаемом самим человеком.

Основные два направления, от которых следует отталкиваться, это регулярный стиль и пейзажный. Регулярный предусматривает строгую или частичную закономерность в декорировании, оформлении участка, соблюдении пропорций и форм. Пейзажный же, наоборот, приветствует полную свободу, легкую природную небрежность и запущенность.

Мавританский ландшафтный дизайн представляет собой регулярный стиль оформления своих владений. Для него характерны четкое разделение границ на геометрически правильные фигуры, соблюдение симметрии, строгие разграничения троп и садовых дорожек.

мавританский стиль сада

Волшебные мавританские сады

Любой сад привлекает своей красотой, насыщенной зеленью и яркими красками. Мавританские сады ко всему прочему располагают к полному расслаблению, неторопливым раздумьям среди органичных пейзажей и звуков природы.

Рожденный в жарких странах, преимущественно в пустынях, мавританский стиль стремится к буйству естественного ландшафта, что отражается в многочисленных зеленых насаждениях и водоемах: фонтанах, прудах, ступенчатых переливных бассейнах.

Мавританские сады можно сравнить с райским островком, настолько здесь все гармонично и восхитительно. Главной особенностью такого сада является центральный фонтан или любой другой водоем, разделяющий всю территорию на четыре равные части расходящимися от него четырьмя каналами.

Если территория сада достаточно обширна, то и водоемов будет в несколько раз больше. Журчащая, чистая и холодная вода, утопающая в изумрудной зелени – обязательный атрибут мавританских садов.

Деревья и кустарники в садах должны создавать естественный природный образ, поэтому они редко подвергаются корректировке. Большое внимание уделяется цветущим ароматным растениям, клумбы с благоухающими цветниками всегда располагаются на видном месте.

мавританский стиль

— Медресе

Медресе были не только школами религиозных учений, но и процветающими центрами по изучению права, философии и астрологии. Их архитектурный замысел уникален тем, что показывает огромное несоответствие уровня отделки общественного пространства и приватного.

Архитектура Марокко: величие трех культур

Медресе Bou Inania в Фесе. Фото: @finding.jules

Архитектура Марокко: величие трех культур

Медресе Ben Youssef в Марракеше. Фото: thislifeoftravel.com

В отличие от чрезвычайно маленьких и аскетично оформленных комнат студентов в холле обычно есть невероятно украшенные ворота. А роскошный центральный двор, обрамленный поразительной красоты арками с детальной лепниной, является главным местом сбора.

Стены обычно украшены арабской каллиграфией и сложными геометрическими мотивами на сияющем зеленом и белом зеллидже.

Типичная планировка медресе

Типичная планировка медресе. Фото: omptoir.fr

Литература

  • Мусульманское или магометанское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 21 февраля 2021 в 21:07.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...